Электромобили: конкуренция между Китаем и Европой стремительно набирает обороты

Евросоюз поставил перед собой амбициозную цель: полностью остановить продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году, чтобы к 2050 году достичь углеродной нейтральности. Быстрый переход к электромобилям вызывает серьезные изменения в европейской автоиндустрии, которая сейчас уступает китайской по уровню развития в сегменте электромобилей.

Чтобы защитить свою промышленность, ЕС в начале октября этого года ввел тарифы на импорт китайских электромобилей. Перед Евросоюзом стоит непростая задача — сохранять лидирующие позиции в автопроме и одновременно двигаться к поставленным целям в области экологии. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, проанализировали, насколько реалистичны цели ЕС.

 

Электромобили быстро меняют экономику европейского автопрома

Запрет на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года — это значимый шаг в климатической стратегии Евросоюза, так как на легковые автомобили приходится около 15% всех выбросов парниковых газов в Европе. Однако успех этого запрета не гарантирован, поскольку он зависит от того, насколько успешно автопроизводители перейдут на выпуск полностью электрических моделей (аккумуляторных электромобилей) и насколько быстро будет развиваться инфраструктура, необходимая для комфортного повседневного использования таких авто, отмечает Coface.

Европейская автомобильная промышленность, на которую приходится 7% ВВП ЕС, является одним из последних крупных промышленных секторов на континенте. Способность Европы самостоятельно производить электромобили представляет не только экологическую цель, но и значимый экономический вызов.

Несмотря на рост рынка, продажи полностью электрических автомобилей в Европе пока недостаточны для достижения цели полного перехода на электромобили к 2035 году. На середину 2024 года такие автомобили составляли лишь 12,5% от общих продаж, значительно уступая гибридным и традиционным моделям с двигателями внутреннего сгорания. Более того, нынешний рост продаж электромобилей во многом обусловлен увеличением объемов импорта из Китая, где цены на электромобили часто гораздо ниже, чем у европейских производителей.

 

Евросоюзу пока не удается достичь поставленных целей в области производства электромобилей

Высокие объемы импорта электромобилей из КНР – это отражение проблем, с которыми сталкивается Евросоюз в стремлении увеличить собственное производство электромобилей, подчеркивает Coface. Одной из основных трудностей является недостаточность промышленной базы, особенно в сфере добычи необходимых материалов и производства батарей. Несмотря на недавно запущенные проекты в горнодобывающей отрасли, Европа способна обеспечить лишь малую часть своих потребностей в критически важных ресурсах.

ЕС через созданный в 2017 году Европейский аккумуляторный альянс выделил на развитие отрасли производства аккумуляторов 3 миллиарда евро – однако эта сумма составляет лишь 3% от требуемых инвестиций в цепочку поставок батарей. Похожая ситуация наблюдается и с инфраструктурой для зарядки электромобилей — ее пока недостаточно. Цель установить 3,5 миллиона зарядных станций к 2030 году остается далекой, несмотря на то что в 2024 году было установлено 220 000 новых точек зарядки.

Еще одним важным препятствием на пути широкого распространения электромобилей является их высокая стоимость. Хотя в ряде стран ЕС существуют субсидии, они не стандартизированы и не полностью покрывают разницу в цене по сравнению с автомобилями на традиционных или гибридных двигателях.

 

Китай становится ведущим игроком мировой индустрии электромобилей

Пока Европа сталкивается с трудностями в развитии собственного производства электромобилей, Китай демонстрирует стремительный рост в этом сегменте. Поддерживаемая значительными государственными субсидиями, промышленная стратегия Пекина позволила национальным гигантам, таким как BYD и CATL, занять лидирующие позиции на мировом рынке и контролировать весь производственный процесс — от добычи сырья до сборки автомобилей.

С 2009 по 2023 год китайское правительство инвестировало более 231 миллиарда долларов в индустрию производства электромобилей, а также предоставило значительные субсидии производителям батарей и поставщикам ключевых материалов, таких как литий. В результате к 2023 году компания BYD превзошла Tesla по объему продаж автомобилей, а CATL теперь производит 40% всех аккумуляторных батарей в мире, отмечают в Coface.

 

Евросоюз столкнулся со стратегической дилеммой

Конкуренция со стороны КНР ставит ЕС перед серьезной стратегической проблемой: как защитить собственную автомобильную промышленность и сохранить рабочие места, не отступая при этом от амбициозных климатических целей, намеченных на 2035 год?

Решение от 4 октября об увеличении таможенных тарифов на импорт китайских электромобилей – сигнал, что Европа осознает всю серьезность своего положения и готова принимать экстренные меры, чтобы не допустить стратегического провала. Однако этого недостаточно. Введенные пошлины на данный момент слишком малы, чтобы остановить приток китайских электромобилей на европейский рынок, считают в Coface. Более того, в среднесрочной перспективе это может стимулировать китайских производителей еще больше снизить свои уже и так более чем конкурентоспособные производственные издержки, чтобы сохранить высокую маржу прибыли с продаж в Европе.

Основная задача для ЕС сейчас — это значительные инвестиции в собственные производственные цепочки в сфере производства электромобилей и развитие инфраструктуры для зарядки. При этом важно привлекать иностранные инвестиции, особенно из Китая, Японии и Южной Кореи, чтобы увеличить внутренние производственные мощности. Например, компания BYD уже приступила к строительству своего первого завода в Венгрии.

При этом, отмечает в своей публикации Coface, сомнительно, что в нынешних геоэкономических условиях ЕС обладает достаточными ресурсами и рычагами влияния, чтобы справиться с внутренними промышленными вызовами и одновременно противостоять сильной конкуренции со стороны Китая.

 

Скачайте аналитическую публикацию Coface целиком (на английском языке) — нажмите на кнопку «Скачать документ» на этой странице!