Сделано в Китае: как КНР будет решать проблему перепроизводства?

Китай не впервые сталкивается с проблемой избытка производственных мощностей, но в этот раз она коснулась большого числа отраслей и секторов. Властям страны трудно взять проблему перепроизводства под контроль по ряду причин. Каких? Узнайте в новом аналитическом обзоре Coface.

Проблема перепроизводства не нова для Китая…

Китай долгое время опирался на инвестиционную модель экономического роста, которая стала основой стремительного развития рынка Поднебесной. Однако такая модель развития делает экономику уязвимой к дисбалансам между спросом и предложением — в частности, к риску возникновения избыточных производственных мощностей. Впервые Китай столкнулся с проблемой перепроизводства еще в 1990-х годах, когда рыночные реформы вызвали перенасыщение рынка трудоемкими товарами. Более свежий пример относится к периоду 2014–2016 годов, когда масштабные инвестиционные стимулы, выделенные правительством после мирового финансового кризиса, привели к перепроизводству строительных материалов.

Иными словами, проблема перепроизводства не нова для Китая. Дисбаланс между спросом и предложением стал в очередной раз ярко проявляться после вспышки COVID-19 — тогда власти КНР активно вливали средства в национальную экономику, чтобы поддержать производителей на фоне трудной рыночной ситуации. После выхода экономики из пандемийных локдаунов уровень потребления домохозяйств, однако, оказался ниже, чем объем предложения на рынке. Для некоторых торговых партнеров Китая это оказалось отличной новостью — в частности, для стран, которые стремятся «озеленить» свою экономику: на данный момент в Китае наблюдается существенный избыток предложения в секторе «зеленых» технологий, поэтому их экспорт, согласно прогнозу Coface, в ближайшее время может удвоиться.

 

…однако сейчас масштаб проблемы перепроизводства шире, чем в прошлом

На первый взгляд, в этот раз масштабы проблемы перепроизводства в КНР кажутся менее серьезными, чем в прошлом — по крайней мере если судить по коэффициентам загрузки промышленных мощностей. Однако ситуация может ухудшиться, если рост инвестиций в основные активы продолжит опережать темпы роста производства, усугубляя проблему избытка мощностей, особенно если внутренний спрос не будет успевать за этим ростом. При этом проблема перепроизводства наблюдается в целом ряде секторов — в частности, в секторе потребительских товаров, строительных материалов, а также оборудования для машиностроения и транспорта.

 

Чтобы расширить объемы спроса и «впитать» избыток предложения, Китаю потребуется время

Правительство предпринимает меры для регулирования расширения производственных мощностей через модернизацию промышленности, одновременно стимулируя спрос. Например, были ужесточены государственные требования к качеству производства литий-ионных батарей, цементного клинкера и продукции в области солнечной энергетики. Однако подобные меры вряд ли будут широко применяться во всех секторах, поскольку это может негативно сказаться на темпах экономического роста в краткосрочной перспективе.

Более устойчивым решением является стимулирование спроса, и власти Китая это понимают — в последнее время они вводят все больше субсидий и мер поддержки для стимулирования потребления, а не производства. Однако при низком уровне потребительского доверия, который на данный близок к историческим минимумам, экономика КНР не может полагаться исключительно на внутренний спрос и мириться с хроническим избытком мощностей, обращают внимание в Coface. Это только усилит дефляционное давление, снизит доходность предприятий и затормозит расширение бизнеса.

 

Эра свободного доступа к экспортным рынкам, вероятно, подходит к концу

Ранее экспорт помогал Китаю компенсировать слабый внутренний спрос, но времена свободной торговли, которые способствовали его экономическому успеху, похоже, остались позади. Рост числа торговых барьеров становится всё более заметным и может ускориться, особенно после инаугурации Дональда Трампа.

Несмотря на попытки Китая наладить более тесные отношения с государствами Глобального Юга, многие развивающиеся страны вводят в отношении китайского импорта ограничения для защиты своих рабочих мест и местных производителей. Например, Индонезия рассматривает возможность введения пошлин до 200% на ряд базовых промышленных товаров из Китая.

 

Китай будет наращивать инвестиции в развитие производства за рубежом

Возрастающая торговая напряжённость может побудить китайские компании напрямую инвестировать в страны-импортёры, чтобы обойти эти ограничения. Такой шаг может быть воспринят положительно некоторыми торговыми партнёрами, поскольку прямые инвестиции способны создавать рабочие места, вводить на рынок важные технологии и способствовать увеличению экспорта китайских промежуточных товаров.

Основным направлением для китайских инвестиций в 2022-2023 годах остается регион АСЕАН, в то время как в Европе лидером по привлечению китайского капитала стала Венгрия, получившая 4,5% прямых иностранных инвестиций из Китая. Однако в развитых странах инвесторы из Китая всё чаще сталкиваются с пристальным вниманием властей, обеспокоенных вопросами национальной безопасности. В Европе, несмотря на усиливающееся внимание со стороны властей к китайским инвестициям, такие страны, как Венгрия, Польша и Италия, продолжают активно их привлекать, особенно в области производства электромобилей.

 

Скачайте исследование целиком (на английском языке) — нажмите на кнопку «Скачать документ» на этой странице.

Авторы и эксперты

Получите подробный анализ рисков на рынке страны

China

 

B B